Декабрь 2021 года вошел в мировую историю финансов рекордным падением курса национальной валюты до отметки — 18,4 турецкой лиры за доллар. Обвала лиры и падение фондовых индексов несколько раз приостанавливал работу Стамбульской фондовой биржи.
По сравнению с началом года понижение стоимости национальной валюты достигло 60%, при этом 40% из них пришлись на потери в декабре.
В чем причина? В вопросе разобрались эксперты Mayalanya Group.
Основная причина — в уникальности банковской системы Турции и в особенности ее управления. Все ключевые концепции развития завязаны на авторитете личности президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
В то время, как большинство центральных банков во всем мире увеличивают стоимость заимствований, и повышают ставки рефинансирования, чтобы противостоять росту цен. Президент Турции напротив считает, что увеличение ключевой ставки разгоняет инфляцию. В связи с чем, в середине декабря Центробанк Турции продолжил смягчение денежно-кредитной политики и снизил учетную ставку с 15% до 14%.
Сначала это решение вызвало резкое падение турецкой лиры. Однако Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган гарантировал инвесторам защиту от колебаний курса валюты. В частности, он пообещал, что если доход по депозиту в лирах будет ниже, чем по текущему курсу доллара, то инвесторам будет выплачиваться компенсация, а также объявил о других экстренных мерах поддержки валюты. Разъяснения президента Турции моментально уронили курс американской валюты на 20%, до 11,09 турецкой лиры за доллар.
Чрезвычайные меры по укреплению турецкой лиры, объявленные Президентом Эрдоганом, стали не единственным фактором, который помог укрепиться национальной валюте. Президент Турции воспользовался личным авторитетом и обратился к гражданам с просьбой доверять государству. После выступления Президента, на рынке было продано около $1 млрд, сообщал Reuters со ссылкой на заявления главы Ассоциации турецких банков Алпаслана Чакара.
Итак, экономическая политика Турции, противоречит мнению мировых центральных банков, которые применяют жесткую денежно-кредитную политику путем повышения ставки рефинансирования для сдерживания инфляции.
Заимствуя у Всемирного банка, Центральные банки искусственно поддерживают курс национальных валют.
Реджеп Тайип Эрдоган выступает против роста процентных ставок, полагая, что такой подход разгоняет инфляцию, а не сдерживает ее рост.
Турецкий президент обратился не к внешним заимствованиям, а к доверию граждан и инвесторов внутри страны, и нашел поддержку.
Таким образом, с сентября 2021 года Центральный банк Турции снизил ключевую ставку с 19% до 14%.
Как экономическая политика Турции и падение курса национальной валюты отражается на иностранных инвесторах и туристах? Читайте в нашей следующей статье.